Контрольная лампа аварийной сигнализации что это

Лампа контрольная: основа световой индикации и сигнализации автомобиля

В любом транспортном средстве предусмотрена приборная панель и световые индикаторы, сообщающие водителю о работе агрегатов или поломках. В качестве таких индикаторов используются контрольные лампы — все об этих приборах, их типах и конструкции, а также о выборе и замене ламп читайте в данной статье.

Что такое контрольная лампа?

Контрольная лампа (сигнальная лампа) — лампа на приборной панели транспортного средства, выполняющая функции индикатора работы (включения/отключения) систем, отдельных агрегатов или узлов, либо сигнализирующая о нарушении режима их работы или неисправности.

В автомобиле, тракторе и любой другой современной технике множество систем и агрегатов, требующих от водителя постоянного контроля. Водитель должен знать, какие из этих систем в данный момент работают, и своевременно получать сигнал о нарушении их работы или неисправности. Все это реализуется с помощью простых устройств — контрольных (сигнальных) ламп, расположенных на приборной панели.

Контрольные лампы выполняют в транспортных средствах несколько функций:

  • Индикация включения систем и отдельных агрегатов — световых приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, блокировки дифференциалов, нитей накала в цилиндрах, повышающих и понижающих передач, активных систем безопасности, включения рабочих органов и оборудования, и т.д.;
  • Предупреждение о некорректной работе и/или не использовании водителем и пассажирами отдельных систем или устройств — перегрев двигателя, не пристегнутый ремень безопасности, превышение рекомендованной скорости и т.д.;
  • Предупреждение о неисправности систем и агрегатов — отсутствие заряда АКБ, резкое падение давления масла в двигателе, неисправности двигателя и другие.

Неисправность контрольных ламп может привести к негативным последствиям, поэтому данные световые приборы необходимо своевременно заменять. Но прежде, чем идти в магазин за новой лампой, следует разобраться в их существующих типах и особенностях.

Типы, конструкция и функционал контрольных ламп

Используемые сегодня контрольные лампы можно разделить на три основных типа по конструкции и месту установки:

  • Лампы с индивидуальными фонарями;
  • Лампы без фонарей для установки в комбинацию приборов;
  • Лампы без фонарей для установки в блоки контрольных лампы.

Классическим решением, которое все еще популярно на многих автомобилях, является лампа с фонарем. Данный прибор состоит из основания, в котором располагается патрон для лампы и клеммы для подключения к электрической цепи, лампы того или иного типа, и корпуса фонаря с цветным стеклом («глазком») с пиктограммой или без нее. Корпус фонаря может быть металлическим или пластиковым. Лампа в сборе монтируется в соответствующее отверстие в приборной панели.

Лампы без фонарей для установки в комбинацию приборов состоят из двух деталей — цоколя и собственно лампы. Данный прибор устанавливается в комбинацию приборов, на которой предусмотрены соответствующая монтажная панель и прозрачная цветная пиктограмма. Такие лампы сегодня широко используются в легковых и грузовых автомобилях, а также в тракторах и иной технике с собранной в единый блок комбинацией приборов.

Лампы без фонарей для установки в блоки контрольных ламп в общем случае тоже состоят из цоколя и лампы. Несколько таких ламп собираются в блоки с несколькими пиктограммами. Блок контрольных ламп может монтироваться на приборную панель, в комбинацию приборов или в другом удобном месте салона/кабины.


Контрольная лампа в сборе с фонарем


Контрольная лампа панели приборов


Светодиодные контрольные лампы

Основу любой контрольной лампы составляет электрический источник света одного из двух типов:

Все эти приборы могут быть на 6, 12 и 24 вольта, обычно они маломощные (не более 1,5-2,5 Вт) и компактные. При этом они могут иметь различные конструктивные особенности:

  • В лампах накаливания — две спирали с различной светоотдачей. Такие лампы используются в индикаторах двух состояний — со слабой и сильной подсветкой, которые свидетельствуют о различных режимах работы системы или механизма;
  • В светодиодах — две светоизлучающих зоны разных цветов, их назначение аналогично лампам с двумя нитями;
  • Цветной баллон — окрашивание лампы в зеленый, красный, синий или желтый (оранжевый, янтарный) цвет.
Читайте также:  Когда будет обновление яндекс навигатора

Конструктивно контрольные (сигнальные) лампы относятся ко 2-й группе автомобильных осветительных приборов, сюда же относятся лампы подсветки, габаритов, указателей поворота и т.д. В данную группу входят лампы c цоколями нескольких типов:

  • Штифтовые цоколи — тип T (T4W), R (R5W, R10W);
  • Резьбовые цоколи — тип E (E5, E10), сегодня практически не применяется;
  • Стеклянные цоколи — тип W (W1.2W, W3W, W5W);
  • Стеклянные цоколи с пластиковым патроном.

Светодиодные лампы для простоты монтажа оснащаются пластиковыми патронами, которые либо имитируют конструкцию стеклянного цоколя, либо имеют стандартные клеммы для установки в монтажную панель.

Используемые в транспортных средствах и автотракторной технике лампы накаливания для сигнализации и индикации должны соответствовать различным стандартам, в том числе ГОСТ 2023.1-88 (МЭК 809-85) и некоторым другим. Светодиодные автомобильные лампы регламентируются документом ГОСТ Р 55705-2013. Кроме того, все лампы должны отвечать требованиям стандартов, регламентирующих технические характеристики, состояние и требования безопасности транспортных средств.

Как правильно подобрать, заменить и отремонтировать контрольную лампу

Контрольные (сигнальные) лампы, как и другие электрические приборы, обладают ограниченным ресурсом и могут выходить из строя по различным причинам. Перегоревшую лампу необходимо как можно скорее заменить, иначе эксплуатация транспортного средства может стать некомфортной или даже опасной.

На замену следует брать лампу того же типа и с теми же электрическими характеристиками, что была установлена ранее. Характеристики лампы обычно нанесены на ее цоколе и указаны в инструкции по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Использовать лампы на меньшее напряжение запрещено, так как они будут работать с перенакалом и быстро выходить из строя. При этом допустимо менять лампы накаливания на светодиодные, главное — чтобы они подходили по цоколю и электрическим параметрам.

В некоторых случаях может потребоваться замена не только лампы, но и ее фонаря или отдельно пиктограммы. На многих автомобилях, тракторах и иной технике широко используются стандартные лампы с фонарями и сменными пиктограммами, что облегчает их выбор и замену. Для некоторых легковых автомобилей придется использовать «родную» лампу со своими размерами и конфигурацией корпуса.

Замена контрольной лампы сводится к демонтажу старого прибора и монтажу нового — эту работу необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Если меняется лампа с фонарем, установленная в панели отдельно от других приборов, то весь процесс замены сводится к выемке фонаря, который удерживается в панели корпусными пружинами (защелками), его разборке, установке новой лампы и сборке в обратном порядке. При необходимости замены всего фонаря его следует вынуть, отсоединить электрический разъем (разъемы), и установить новый прибор в обратном порядке.

Если необходимо заменить лампу в комбинации приборов или в блоке контрольных ламп, то придется выполнять полную или частичную разборку этих устройств, устанавливать новую лампу, а затем выполнять обратную сборку. В некоторых автомобилях такой ремонт довольно сложен и требует больших затрат времени, поэтому его лучше доверять специалистам. В сервисный центр необходимо обратиться и в том случае, если транспортное средство еще на гарантии.

Все ремонтные работы должны выполняться на обесточенном автомобиле (следует снять клемму с аккумулятора), при монтаже ламп необходимо следить за правильностью их установки и целостностью изоляции проводов. При верном подборе лампы и правильной ее замене водитель будет иметь всю необходимую информацию о состоянии автомобиля и его отдельных систем.

Источник

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются еди­ные, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

Читайте также:  Сколько времени хранится видеозапись на видеорегистратор

Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положе­ний автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние проти­вотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.

По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оста­ваться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепле­ния для других участников дорожного движения.

Указатели поворотов и система аварийной сигнализации

Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомоби­лей с тремя и более колесами. Фонари указате­лей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.

Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри авто­мобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.

Частота мигания равна 90±30 циклам в ми­нуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.

В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при оста­новке автомобиля. Обязательно использова­ние светового индикатора работы системы.

Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей пово­рота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).

Требования к конструкции световой сигнализации

Требования к конструкции световой сигнализации в Европе изло­жены в Правилах ЕСЕ R6, R7, R23, R38 и R87, а требования к установке — в Правилах ЕСЕ R48 (рис. «Расположение передних указателей поворотов«, «Расположение задних указателей поворотов» и «Расположение боковых указателей поворотов«).

В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предпи­санием FMVSS 108. Требования к конструк­ции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей без прицепа

Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содер­жит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для из­менения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей с прицепом

Этот тип аварийной сигнализации и указате­лей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управле­ния работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.

Односхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются общим односхем­ным блоком контроля, служащим для включе­ния двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота ми­гания фонарей при этом остается постоянной.

Двухсхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализи­руется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.

Задние и габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

Читайте также:  Когда появились наушники для телефонов

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

Габаритные фонари

У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габарит­ных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Боковые габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габарит­ные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).

Боковые габаритные фонари SM1 могут ис­пользоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут исполь­зоваться только на легковых автомобилях.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Задние отражатели

Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних от­ражателя (один на мопедах и мотоциклах).

Разрешаются дополнительные отражатель­ные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуе­мого осветительно-сигнального оборудования.

На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть уста­новлено два бесцветных не треугольных пе­редних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.

На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не­ треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.

На всех прицепах должно быть два крас­ных треугольных задних отражателя. Нанесе­ние их на автомобили запрещено.

Внутри треугольников не должно быть ламп.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.

Стояночные фонари

Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращен­ных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он ис­пользуется как единый прибор совместно с указателем поворота.

Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не вклю­чены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габа­ритные фонари.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Лампы освещения номерного знака

Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читае­мым ночью на расстоянии 25 м.

По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м 2 . Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.

Как альтернатива лампе подсветки номер­ного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.

Стоп-сигналы

Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).

Когда используется совмещенная кон­струкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.

Стоп-сигнал категории S3 (высокорас­положенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с дру­гими лампами.

В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.

Задние противотуманные фонари

Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 пред­писывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых авто­мобилей. Расстояние между задним противо­туманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).

Видимая освещенная зона вдоль эта­лонной оси не должна превышать 140 см 2 . Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и перед­ними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.

Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимо­сти из-за тумана до Пример HTML-страницы

Источник

Поделиться с друзьями
СервисКлимат