- Двухобъективная зеркальная камера
- Содержание
- Сравнение двухобъективных и однообъективных зеркальных фотоаппаратов
- Объективы в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах
- Видоискатели в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах
- Двухобъективные зеркальные камеры сегодня
- Схожие схемы
- Любопытные факты
- Примечания
- Советские двухобъективные зеркальные фотоаппараты
- Камеры с двумя объективами зачем нужны
- Двойные камеры в смартфонах: чем они хороши и как работают?
Двухобъективная зеркальная камера
Двухобъекти́вная зерка́льная ка́мера или двухобъекти́вный зерка́льный фотоаппара́т (TLR — Twin-lens reflex camera) — разновидность зеркальных камер, у которой видоискатель использует отдельный объектив.
Оба объектива (съёмочный и объектив видоискателя) имеют одинаковое фокусное расстояние и связаны между собой зубчатой механической передачей, обеспечивающей синхронную фокусировку.
Зеркало расположено за объективом видоискателя, не перекрывает свет от основного (съёмочного) объектива к фотоплёнке, поэтому оно выполнено неподвижным и его подъём на время экспонирования не требуется. В сущности, такая камера незначительно отличается от фотоаппарата с рамочным или оптическим видоискателем, однако, позволяет обеспечить более точную наводку на резкость и применять сменные объективы или конвертеры фокусного расстояния (по два в комплекте, один для съёмочного объектива, второй для объектива видоискателя).
Содержание
Сравнение двухобъективных и однообъективных зеркальных фотоаппаратов
Сравнивая двухобъективную схему с однообъективной, стоит отметить:
- Преимущества:
- Меньшее запаздывание, поскольку не требуется подъем зеркала;
- Потенциально лучшие характеристики для скоростной серийной съёмки;
- Изображение в видоискателе не пропадает даже на время экспонирования, что даёт преимущества в том числе и на длительных выдержках (видоискатель не связан с затвором камеры и съёмочным объективом);
- Отсутствие вибраций при подъёме зеркала (так как зеркало неподвижно);
- Более дешёвая конструкция (отсутствие механизма подъёма зеркала);
- Более надёжная конструкция (отсутствие механизма подъёма зеркала);
- Недостатки:
- Параллакс — наблюдаемое фотографом в видоискателе изображение смещено относительно реально проецируемого на плёнку. Причиной служит разнесение основного объектива и объектива видоискателя;
- Серьёзные ограничения при использовании крупных объективов и бленд (близкое взаиморасположение пары объективов);
- Сложности при использовании ориентированных светофильтров: поляризационные, градиентные и т. п;
- Невозможность использования специальных объективов: tilt-, shift-объектив, и т. п.;
- При использовании сменных объективов (или поляризационных светофильтров) [1] ) необходима их пара, что вдвое поднимает цену смены оптики относительно прочих схем; [2] ;
- Невозможность оценить глубину резко изображаемого пространства и боке из-за отсутствия диафрагмы в объективе видоискателя (это ограничение не самой схемы, а, скорее, выпускаемых камер).
Объективы в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах
Объективы в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах могут быть идентичными или различаться. При использовании различных объективов, например, нижний «Триплет», а верхний однолинзовый) они должны совпадать по фокусному расстоянию, но не обязательно иметь равные относительные отверстия; данное условие не является строго обязательным, вполне можно сконструировать двухобъективный зеркальный фотоаппарат имеющий объективы с разным фокусным расстоянием. Например, у фотоаппарата «Любитель-166» объектив видоискателя имеет несколько большее фокусное расстояние, чем съёмочный объектив, хотя в инструкции это не упомянуто. Нетрудно заметить, что при фокусировке от «бесконечности» до минимальной дистанции объектив видоискателя выдвигается вперёд на 2,5 мм. Если бы фокусные расстояния объективов были бы равны, то и выдвигались объективы бы на равное расстояние. Для примера следует сравнить выдвижение таких распространенных объективов как «Юпитер-37А» и «Гелиос-44». Длиннофокусный «Юпитер» удлиняется больше, чем нормальный «Гелиос».
В двухобъективных зеркальных фотоаппаратах видоискатель использует более светосильный объектив, поскольку последний имеет меньшую глубину резко изображаемого пространства и позволит точнее наводить на резкость.
Видоискатели в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах
В большинстве двухобъективных камер имеется установленный в видоискатель фокусировочный экран с светозащитной шахтой (фотограф рассматривает изображение глядя в камеру сверху вниз, перпендикулярно направлению съёмки). Рассматривая изображение на фокусировочном экране, фотограф видит его зеркально отражённым по горизонтали. Камеры оснащены подъёмными лупами для особо точной наводки на резкость.
Кроме того, некоторые двухобъективные зеркальные камеры оснащены дополнительным рамочным видоискателем на уровне глаз (прямой вид на объект съёмки). Такой видоискатель особенно полезен при съёмке быстротекущих событий: спорт, пейзажная съёмка и т. п.
Двухобъективные зеркальные камеры сегодня
Однообъективные зеркальные камеры избавлены от эффекта параллакса, позволяют наглядно оценить глубину резко изображаемого пространства, боке [3] , эффекты от применения различных светофильтров и насадок и другие параметры изображения. По этой причине большинство современных профессиональных и полупрофессиональных фотоаппаратов общего назначения построены по схеме SLR.
В связи с широким распространением дешёвых электронных систем автофокусировки на сегодня двухобъективная схема утратила актуальность и используется достаточно редко, в основном в среднеформатной фототехнике. Такие камеры высшего качества производятся, в частности, фирмой «Franke und Heidecke GmbH» (Германия), под маркой Rolleiflex.
Схожие схемы
- Некоторые камеры (например, «Фотокор №1») имели зеркальный видоискатель, никак не связанный с основным объективом. Их не принято относить к зеркальным.
- Ряд однообъективных зеркальных камер (например, Olympus E-10, Canon EOS-1v) используют неподвижное полупрозрачное зеркало (Pellicle mirror), что позволяет наблюдать в видоискатель изображение при экспонировании. Однако, такая схема заметно снижает эффективную светосилу оптической системы.
Любопытные факты
- Несмотря на то, что большинство TLR-камер были среднеформатными, самой маленькой серийной TLR-камерой была швейцарская «Tessina», которая использовала плёнку типа 135, делая кадры размером 14×21 мм.
Примечания
- ↑ Не все двухобъективные зеркальные камеры позволяют применять светофильтры к объективу видоискателя.
- ↑ Наиболее часто применялась схема с несменными объективами и надеваемыми на них конвертерами — широкоугольным и длиннофокусным, например «Yashica Mat-124G»
- ↑ Следует отметить, что глубина резко изображаемого пространства и боке позволяют оценить лишь камеры, оснащённые либо репетиром диафрагмы (для объективов с «прыгающей диафрагмой»), либо камеры с объективом без «прыгающей диафрагмы». Так, к примеру, Pentax ME не имеет репетира и не позволяет проводить такую оценку с предназначенными для этой модели объективами с «прыгающей диафрагмой».
Советские двухобъективные зеркальные фотоаппараты
В Советском Союзе двухобъективные зеркальные камеры выпускались на Ленинградском оптико-механическом объединении. Все они были среднеформатными (плёнка типа 120), размер кадра 6×6 см.
- «Комсомолец» — шкальный фотоаппарат, зеркальный видоискатель только для визирования и кадрирования.
- «Любитель».
- «Любитель-2» — «Любитель» с автоспуском и синхроконтактом.
- «Нева» — фотоаппарат с улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами (по сравнению с «Любитель-2»). Выпущен в малом количестве.
- «Спутник» — трёхобъективный стереоскопический фотоаппарат на базе «Любителя».
- «Любитель-166» — взвод затвора совмещён с перемоткой плёнки.
- «Любитель-166В» — упрощённая модель с раздельным взводом затвора и перемоткой плёнки.
- «Любитель-166 универсал» — модификация «Любителя-166В», комплектовалась вкладышем на размер кадра 4,5×6 см.
Источник
Камеры с двумя объективами зачем нужны
Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий
Двойные камеры в смартфонах: чем они хороши и как работают?
В феврале прошлого года я уже писала в блоге о том, что двойные камеры станут новым трендом в мире смартфонов . Так, собственно, и произошло (я не ведущий аналитик, если что, просто и так очевидно было:)). В конце концов, мобильную фотографию надо куда-то развивать, просто наращивать мегапиксели неэффективно. А раз физически небольшие размеры сенсоров телефонных камер и ограничения на оптику не позволяют «развернуться», приходиться искать альтернативные решения.
Сегодня флагманы со сдвоенными камерами есть у HTC, LG, Huawei, Xiaomi, ASUS, ZTE, Lenovo и, конечно, же Apple (конечно, не только у них). Пожалуй, лишь в Samsung этот тренд почему-то проигнорировали. Возможно, из-за технических проблем. Ведь недавно «пробегала» новость о том, что ранний прототип Galaxy S8 все же имел двойной модуль.
Нельзя не отметить, что сама по себе технология не нова. Если помните, в 2010-2011 годах наблюдался бум домашнего 3D. И это коснулось не только телевизоров, но и смартфонов. Модели HTC Evo 3D и LG Optimus 3D оснащались сдвоенными модулями камер для съемки трехмерного видео, а их экраны отображали «безочковый» 3D-контент. На рынке это веяние не прижилось даже по части телевизоров. А уж телефоны вовсе выдавали «вырвиглазное» изображение и никому не понравились. Двойные камеры в них использовались только для создания стереофото и видео. Но пользы от технологии на самом деле больше.
Чем же хороши две основные камеры?
Во-первых, две камеры расширяют «поле зрения». Если модуль один, то он универсальный — подходит для и для пейзажной съемки, и для макро. А вот второй модуль можно установить с широким углом обзора и снимать классные панорамы без «софтовой» склейки.
Во-вторых, двойной модуль повышает четкость и контрастность фотографий. Каждая камера может снимать немного по-разному, делая акцент на разных деталях. Затем два кадра объединяются для получения идеальной картинки.
В-третьих — оптический зум. При желании его можно установить и для одного модуля камеры, но это увеличит габариты смартфона, что не на руку производителю. Когда объектива два, то один может быть широкоугольным (захватывает в кадр больше), а второй — длиннофокусным («видит» дальше). Таким образом можно получить 2-3-кратный зум без ухудшения качества изображения.
Ну и четвертое — красивое боке (размытие заднего плана). В принципе и смартфоны с одним модулем могут делать что-то подобное, но у двойных камер эффект гораздо круче. Все потому что, что первая камера фокусируется на выбранном объекте, а вторая эффектно размывает фон. Затем снимки склеиваются.
Вот и все основные преимущества сдвоенных модулей. Тем не менее, каждый производитель реализует технологию по-своему, так что давайте углубимся в особенности.
Как известно, двойной камерой «одарен» только старший айфон — 7 plus. В первую очередь этим шагом Apple решила важную проблему мобильного мира — сложность использования полноценного оптического зума. Как уже описывалось выше, вторая камера имеет длиннофокусный объектив и, по сравнению с первой, обеспечивает зум без цифрового приближения. Все работает очень четко, спасибо ПО.
От того, что две камеры имеют разное фокусное расстояние, выиграла и опция съемки портретов. Опять же выше уже писала про эту «фичу» — изображения с двух камер соединяются, в итоге снимаемый объект максимально четкий, а фон художественно размыт. Может быть, порой эффект кажется слишком «искусственным», но все равно две камеры реализуют его гораздо лучше, чем чисто программные решения.
Есть у Apple и подражатели. Новая модель ASUS Zenfone 3 Zoom (была представлена в начале этого года) тоже имеет двойную камеру. И в отличие от своего предшественника ZenFone Zoom (в нем использовалась система из нескольких линз) дает 2-кратный зум чисто за счет разного фокусного расстояния. Модель тоже поддерживает съемку портретов в «боке», а еще выделяется супершустрым фазовым автофокусом.
LG
Задолго до того, как свет увидел седьмой айфон, был представлен модульный флагман LG G5 со сдвоенной камерой. Правда, мало кто об этом факте вообще вспомнит, так как телефон почти не был замечен на рынке. G6 постарались сделать совсем другим, но вот две основные камеры у него остались.
Любопытно, что LG используют «двухкамерность» иначе, чем другие производители. Второй объектив тут не длиннофокусный, а наоборот широкоугольный — с углом обзора аж 125 градусов. Аналога оптического зума нет, зато можно снимать шикарные панорамы — в кадр умещается ОЧЕНЬ много! Правда, края могут быть «замылены», но не для всех это критично.
Этот бренд стал одним из первых, «возродивших» двойную камеру в смартфоне. Модель Honor 6 Plus вышла в продажу еще в начале 2015 года. С тех пор флагманы Huawei всегда выходили с двойными модулями. В том числе и популярный P9, и новейший P10. И здесь есть очень интересная особенность: одна камера снимает исключительно монохромное изображение. Это означает, что она улавливает больше света, выдает лучшую резкость, а еще идеально снимает в условиях слабого освещения. В итоге изображение с двух камер объединяется в качественную картинку.
«Побочный» плюс — можно снимать черно-белые фото в отличном качестве (то есть лучше, чем программно «обесцвеченные» обычные).
Впрочем, не только Huawei использует такую технологию. Прошлой осенью «железный» гигант Qualcomm анонсировал платформу Clear Sight — еще одно воплощение той же идеи с монохромными фото. Камеры поставляются в готовом «чипе», использовать без труда его могут любые производители смартфонов. В частности, технологией Clear Sight может похвастаться Xiaomi Mi 5s Plus.
Прошлое, настоящее и будущее двойных камер
Как уже упоминалось во вступлении, нынешний бум двойных камер не первый в своем роде. Когда-то пионерами по части технологии выступили корейцы — еще в 2007 году была представлена модель Samsung SCH-B710 для внутреннего рынка. Она оснащалась двумя камерами (по 1 МП), а дисплей мог воспроизводить стереофоническое изображение. Видимо, популярным телефон не стал, раз продолжения не было.
В 2011 году продавались «тридэшные» LG Optimus 3D Max и HTC Evo 3D. Внимания покупателей нишевые модели почти не привлекли. А так как две основные камеры использовались исключительно для съемки не ставшего популярным 3D, то и развивать идею не стали.
В 2014 году HTC в тщетных попытках вернуть интерес к своей продукции опять вспомнила про технологию двух камер. Флагман HTC One M8 оснащался основной и вспомогательной камерами (4 МП UltraPixel + 2 МП). Вторая была годна лишь для размытия заднего плана. И то делалось это опционально — после съемки в галерее.
Ту же технологию тогда же использовали ZTE в серии Axon и фаблете Grand X Max 2, Xiaomi в Redmi Pro. Плюс еще несколько китайских производителей. Актуальна она и сегодня. У Huawei есть подобная реализация «двухкамерности» в бюджетной модели Honor 6X. Один модуль полноценный 12-Мп, второй — вспомогательный 2 Мп (полезен разве что для «боке», но все равно интересная «фича» для выделения среди конкурентов).
Иногда две камеры устанавливаются и на передней панели смартфона. Здесь актуальна функция «зума» — можно делать обычные и групповые селфи без труда. Такая реализация встречается в LG V10/V20, Vivo X9.
О нынешних флагманах выше уже говорилось — iPhone 7+, LG G6, Huawei P9/P10.
Что же ждет двойные камеры в будущем? Интересную технологию в начале этого года представила компания Oppo. Она называется 5X Precision Optical Zoom — как несложно понять, речь про 5-кратный оптический зум. Тут тоже используется два фото-сенсора, но на корпусе смартфона нет двух объективов. Один из сенсоров спрятан внутрь корпуса, использована подвижная система линз, расположенная под углом 90 градусов. Благодаря этому удается сохранить предельно тонкий корпус смартфона. В целом конструкция напоминает перископ (свет на сенсор попадает через специальную призму и стеклянное окошко).
Конечно же, при таком увеличении любое дрожание рук размажет кадр. Поэтому в OPPO также разработали продвинутую систему оптической стабилизации как для фотосенсора, так и для призмы: коррекция ведется с шагом 0,0025 градусов. Пока еще не выпущены смартфоны с поддержкой суперзума OPPO, ждем.
Еще одна технология, использующая несколько камер в смартфонах, была разработана в недрах проекта Google Tango. Речь здесь дополненной реальности. Правда, камер требуется больше — три или более. И все они используются для сбора информации о происходящем вокруг и моделирования виртуальной реальности. К слову, смартфоны на платформе Tango уже существуют, например, Asus ZenFone AR. Думаю, идея вполне может «взлететь», не зря же ей Google занимается.
В любом случае использование нескольких основных камер в смартфонах — тема интересная и многообещающая. А вы также считаете? Хотели бы смартфон с двойной камерой? Или баловство все это.
Источник