- Камеры фотовидеофиксации снижают аварийность на дорогах в два раза
- От чего зависит экономическая эффективность комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД
- Как финансируется развитие сети комплексов фотовидеофиксации
- От чего зависит экономическая эффективность комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД
- Почему дорожные камеры не средство пополнения бюджета
- Как финансируется развитие сети комплексов фотовидеофиксации
- Кем устанавливаются комплексы фотовидеофиксации
- От чего зависит эффективность работы комплексов ФВФ фотовидеофиксации
- Что должен уметь современный комплекс фотовидеофиксации
- Перспективы развития системы фотовидеофиксации
Камеры фотовидеофиксации снижают аварийность на дорогах в два раза
Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ провел исследование влияния камер фотовидеофиксации (ФВФ) на безопасность дорожного движения.
Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ провел исследование влияния камер фотовидеофиксации (ФВФ) на безопасность дорожного движения.
Согласно результатам исследования в местах установки камер ФВФ:
- количество погибших в летний и зимний периоды снижается
- количество раненых в летний период снижается на 55%, в зимний период – на 40%;
- общее количество ДТП в летний период уменьшается на 54%, в зимний период на 50%.
Результаты исследования показывают также, что камеры ФВФ существенно ускоряют процесс снижения ключевых показателей аварийности. Так, количество ДТП сокращается в 2 раза быстрее, а количество погибших в 3–6 раз быстрее, чем в среднем на дорогах.
Отдельно были проанализированы результаты работы передвижных камер ФВФ, которые также показывают высокую эффективность: сокращение числа ДТП составляет в среднем 37% по сравнению с аналогичным периодом до работы камер.
Исследование также подтвердило зависимость между количеством камер и аварийностью: чем больше камер в том или ином регионе, тем ниже социальный (погибшие в ДТП на 100 тыс. населения) и транспортный (погибшие в ДТП на 10 тыс. автомобилей) риски.
Вклад фотовидеофиксации в повышение безопасности дорожного движения мне представляется уместным оценить посредством небольшой перефразировки знаменитой фразы Билла Шенкли: «Некоторые думают, что фотовидеофиксация на автомобильных дорогах – это способ зарабатывать деньги на несчастных автомобилистах. Я совершенно разочарован их позицией. Готов уверить вас в том, что фотовидеофиксация – это дело жизни и смерти или, ещё проще, инструмент спасения человеческих жизней»
— прокомментировал Михаил Яковлевич Блинкин, ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики», член Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Цель исследования — выявить роль камер ФВФ в рамках достижения целевых показателей Стратегии безопасности дорожного движения и национального проекта «Безопасные качественные автодороги».
В качестве материала для исследования использовались данные Московской области. Такой выбор был обусловлен тем, что в этом регионе конфигурация улично-дорожной сети представлена максимально разнообразно, существенные объемы движения (как местного, так и транзитного), а также наличием релевантных данных об аварийности за последние пять лет.
Презентационные материалы по результатам исследования доступны по ссылке:
Источник
От чего зависит экономическая эффективность комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД
Бытует мнение, что автоматические комплексы фотовидеофиксации (ФВФ), установленные на российских дорогах, нужны исключительно для пополнения бюджета за счет штрафов. Однако это не соответствует действительности.
Безусловно, с распространением на дорогах камер контроля автомобилисты стали заметно чаще платить штрафы за нарушение ПДД. Тем не менее, комплексы ФВФ нацелены не на «ковровое штрафование». Основная цель их использования на дорогах — вынудить водителей контролировать поведение за рулем и не нарушать правила.
Строгость наказания и его неотвратимость — вот истинная причина недовольства (часто агрессивного) многих автомобилистов. Хотя главным результатом работы камер становится снижение аварийности и повышение безопасности на дорогах, оптимизация трафика, сокращение числа погибших в результате ДТП.
Почему дорожные камеры не средство пополнения бюджета
Проиллюстрируем этот тезис статистикой. На сайте ГИБДД (stat.gibdd.ru) в открытом доступе находятся данные о фиксации нарушений ПДД и числе выписанных штрафов. Они ведутся отдельно по каждому региону. Но если свести эти данные в общую таблицу, можно увидеть интересные цифры и закономерности.
К примеру, сравним данные за 2018 и 2019 годы. За этот период автомобильный парк в России увеличился на 2 %, при этом на 7,3 % возрос объем средств, поступающих в бюджеты в виде штрафов. Это стало прямым следствием увеличения числа дорожных камер.
При этом по общим итогам 2019 года в среднем по стране на один автомобиль приходится 1 102 руб. штрафов в год. Эта цифра разнится от региона к региону, зависит от плотности покрытия дорог камерами, но даже в субъектах-рекордсменах (Москва, Московская область, Респ. Татарстан) на один автомобиль, зарегистрированный в регионе, приходится максимум 2 500 руб. штрафов в год.
Это наглядная демонстрация целей развития сети комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах. Сама программа относится к числу затратных мероприятий, и ее экономическая эффективность зависит в том числе и от того, как много штрафов собирается при помощи камер. Однако эти средства компенсируют только расходы на установку и эксплуатацию самих камер.
Как финансируется развитие сети комплексов фотовидеофиксации
Развитие сети комплексов фотовидеофиксации в России осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В соответствии с ним регионам ежегодно выделяется целевое финансирование из федерального бюджета на приобретение и установку комплексов ФВФ. Кроме того, финансирование ведется и из региональных бюджетов. Однако выделяемых денег не хватает на «закрытие» всех аварийно опасных участков, в первую очередь из-за ограниченных возможностей регионов (основных инвесторов проекта), вызванных экономическими трудностями.
Между тем национальный проект предусматривает выполнение весьма серьезных качественных показателей по аварийности. Так, к 2024 году количество аварийно-опасных участков дорожной сети должно сократиться на 50 % по сравнению с 2018 годом, а число погибших в ДТП на 100 тыс. населения до 4 % (в 2019 году этот показатель составил 11,7 %).
Камеры доказали свою эффективность не только как инструмент, благодаря которому наказание за нарушение ПДД неотвратимо. Главный результат их применения — повышение дисциплины водителей и, как следствие, снижение аварийности. Не случайно сегодня комплексы ФВФ вместе с повышением качества дорог становятся важными инструментами обеспечения необходимого уровня безопасности движения.
Сокращающееся финансирование едва ли способствует развитию сети комплексов ФВФ. В такой ситуации регионы вынуждены использовать не только бюджетное финансирование, но и привлекать внебюджетное — за счет инвесторов. Два основных способа работы регионов с ними: заключение концессионного соглашения на создание и использование систем ФВФ и договор аренды камер.
Кем устанавливаются комплексы фотовидеофиксации
Первичный запрос на установку комплексов ФВФ формирует ГИБДД, руководствуясь статистикой ДТП. Аварийно-опасных участков на карте дорог всегда больше, чем работающих камер, а значит выбор места для размещения нового комплекса, определение его типа, перечня нарушений ПДД, которые будут фиксироваться, становятся ключевыми.
В тех случаях, когда заключается концессионное соглашение, непосредственное влияние на выбор места установки камеры оказывает концессионер, поскольку возврат инвестиций будет осуществляться за счет вынесенных и оплаченных постановлений о нарушениях ПДД. Когда камера арендуется, место ее размещения определяется государственной структурой, отвечающей за организацию дорожного движения в регионе.
Стоит отметить, что арендатор камеры ФВФ, в отличие от концессионера, не заинтересован в том, чтобы собрать как можно больше штрафов, — он получает фиксированную сумму выплат в месяц.
От чего зависит эффективность работы комплексов ФВФ фотовидеофиксации
К амера, которая контролирует аварийно-опасный участок, должна работать в режиме 24/7. В контрактах операторов, которые обеспечивают работу комплексов ФВФ, в качестве одного из ключевых показателей указывается процент камер, которые должны работать одновременно. Обычно он колеблется от 90 до 98 %. Чтобы обеспечить выполнение этого показателя, оператор должен располагать достаточным количеством запасных частей и комплектующих на своем региональном складе, иметь в распоряжении ремонтные бригады, которые оперативно выезжают к месту установки комплекса в случае поломки. В крайнем случае компания-оператор должна иметь возможность оперативно заменить вышедший из строя комплекс. Как правило, такие возможности есть только у компаний — производителей комплексов ФВФ.
Еще один показатель качества работы комплекса — быстрая и устойчивая передача данных. Обычно для этого используются сети мобильных операторов, но их покрытие неоднородно, и в некоторых случаях операторам комплексов приходится устанавливать усилители сигнала или использовать проводное подключение. Информация с камер ФВФ попадает в региональные центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП), в которых сотрудники ГИБДД выписывают постановления. Как правило, число таких сотрудников невелико, и работают они со значительной нагрузкой. Между тем именно от них зависит правомерность наложения штрафов. Автоматика не безгрешна и может ошибаться. Однако нашумевшее постановление о штрафе в адрес владельца автомобиля, который двигался с превышением скорости на эвакуаторе, выписал именно инспектор ГИБДД, а не камера. Отправляемая комплексами информация нуждается в предварительной обработке, которая должна вестись в автоматическом режиме.
Постановления (те самые «письма счастья») необходимо разослать по почте, поскольку немногие автомобилисты отказались через «Госуслуги» от получения бумажных писем в пользу электронных уведомлений. Это значит, что почтовые расходы всё еще велики, и значительная часть суммы, собираемой в качестве штрафов, уходит на оплату услуг почты. Случалось даже, что отправка постановлений приостанавливалась из-за того, что в бюджетах регионов заканчивались выделенные для этих целей средства.
Число ежедневно выписываемых постановлений о штрафах — важнейший параметр оценки эффективности работы отдельного комплекса ФВФ. На этот параметр непосредственно влияет то, сколько разновидностей правонарушений может выявлять камера. Современные комплексы способны выявлять все разновидности нарушений ПДД, а значит работать с максимальной эффективностью.
Что должен уметь современный комплекс фотовидеофиксации
Чтобы эффективно контролировать соблюдение ПДД, комплекс ФВФ должен быть весьма многофункциональным. Во-первых, для контроля самого массового нарушения правил он должен использовать разнообразные способы фиксации скорости автомобиля: радиолокационным способом, по видеокадрам или при помощи вычисления средней скорости движения по участку. Современный комплекс ФВФ должен иметь большой диапазон измерения скоростей. Наконец, одна и та же модель комплекса должна учитывать возможность ее использования и для контроля «вафельной разметки», и для отслеживания проезда перекрестка, пешеходного перехода или железнодорожного переезда.
Во-вторых, комплекс ФВФ должен одинаково эффективно работать на любой дороге, от «двухполоски» до широкой магистрали, поэтому важна способность использовать с одинаковой эффективностью разную оптику, в том числе и ту, которая четко «видит» многополосную магистраль.
В-третьих, комплекс должен обеспечивать вариативность установки: на опорах дорожной сети или уличного освещения (к ним можно подвести электрическую сеть), на автономной опоре с питанием от аккумуляторов, на треноге или даже в патрульном автомобиле. Для этого используют энергоэффективные комплекты, расходующие не более 30 Вт.
Четвертое требование — устойчивость комплекса к воздействию внешней агрессивной среды.
Перспективы развития системы фотовидеофиксации
Сегодня установка комплексов ФВФ осуществляется регионами. По целому ряду причин, первая из которых — разные экономические возможности субъектов Федерации, потенциал установки камер реализован примерно на 50 %. Убедиться в этом можно, обратившись к тем же статистическим данным ГИБДД. Преодолеть этот барьер должен помочь национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Уровень технологического развития комплексов ФВФ сегодня весьма высок. Гонка разработчиков за расширением функциональности камер подошла к концу, а за этим всегда следует снижение стоимости изделий. В сочетании с повышенным интересом региональных и федеральных органов власти к обеспечению дорог средствами повышения безопасности движения это позволяет прогнозировать резкое увеличение числа работающих комплексов.
Регионы получают возможность устанавливать уже не сотни, а тысячи комплексов, увеличивая плотность покрытия. Пример Москвы, где контролируется практически вся дорожная сеть, говорит о том, что это важный шаг к повышению безопасности движения. Высокая плотность камер заставляет водителей соблюдать правила, менять манеру езды, повышает вежливость участников дорожного движения. Более того, расширение сети комплексов фотовидеофиксации дает возможность развития и таких востребованных на уровне регионов сервисов, как системы безопасности (когда комплексы интегрируются с системами силовых структур) и «умный город».
Источник: Международный журнал «Дороги России»
Источник
От чего зависит экономическая эффективность комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД
Бытует мнение, что автоматические комплексы фотовидеофиксации (ФВФ), установленные на российских дорогах, нужны исключительно для пополнения бюджета за счет штрафов. Однако это не соответствует действительности.
Безусловно, с распространением на дорогах камер контроля автомобилисты стали заметно чаще платить штрафы за нарушение ПДД. Тем не менее, комплексы ФВФ нацелены не на «ковровое штрафование». Основная цель их использования на дорогах — вынудить водителей контролировать поведение за рулем и не нарушать правила.
Строгость наказания и его неотвратимость — вот истинная причина недовольства (часто агрессивного) многих автомобилистов. Хотя главным результатом работы камер становится снижение аварийности и повышение безопасности на дорогах, оптимизация трафика, сокращение числа погибших в результате ДТП.
Почему дорожные камеры не средство пополнения бюджета
Проиллюстрируем этот тезис статистикой. На сайте ГИБДД (stat.gibdd.ru) в открытом доступе находятся данные о фиксации нарушений ПДД и числе выписанных штрафов. Они ведутся отдельно по каждому региону. Но если свести эти данные в общую таблицу, можно увидеть интересные цифры и закономерности.
К примеру, сравним данные за 2018 и 2019 годы. За этот период автомобильный парк в России увеличился на 2 %, при этом на 7,3 % возрос объем средств, поступающих в бюджеты в виде штрафов. Это стало прямым следствием увеличения числа дорожных камер.
При этом по общим итогам 2019 года в среднем по стране на один автомобиль приходится 1 102 руб. штрафов в год. Эта цифра разнится от региона к региону, зависит от плотности покрытия дорог камерами, но даже в субъектах-рекордсменах (Москва, Московская область, Респ. Татарстан) на один автомобиль, зарегистрированный в регионе, приходится максимум 2 500 руб. штрафов в год.
Это наглядная демонстрация целей развития сети комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах. Сама программа относится к числу затратных мероприятий, и ее экономическая эффективность зависит в том числе и от того, как много штрафов собирается при помощи камер. Однако эти средства компенсируют только расходы на установку и эксплуатацию самих камер.
Как финансируется развитие сети комплексов фотовидеофиксации
Развитие сети комплексов фотовидеофиксации в России осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В соответствии с ним регионам ежегодно выделяется целевое финансирование из федерального бюджета на приобретение и установку комплексов ФВФ. Кроме того, финансирование ведется и из региональных бюджетов. Однако выделяемых денег не хватает на «закрытие» всех аварийно опасных участков, в первую очередь из-за ограниченных возможностей регионов (основных инвесторов проекта), вызванных экономическими трудностями.
Между тем национальный проект предусматривает выполнение весьма серьезных качественных показателей по аварийности. Так, к 2024 году количество аварийно-опасных участков дорожной сети должно сократиться на 50 % по сравнению с 2018 годом, а число погибших в ДТП на 100 тыс. населения до 4 % (в 2019 году этот показатель составил 11,7 %).
Камеры доказали свою эффективность не только как инструмент, благодаря которому наказание за нарушение ПДД неотвратимо. Главный результат их применения — повышение дисциплины водителей и, как следствие, снижение аварийности. Не случайно сегодня комплексы ФВФ вместе с повышением качества дорог становятся важными инструментами обеспечения необходимого уровня безопасности движения.
Сокращающееся финансирование едва ли способствует развитию сети комплексов ФВФ. В такой ситуации регионы вынуждены использовать не только бюджетное финансирование, но и привлекать внебюджетное — за счет инвесторов. Два основных способа работы регионов с ними: заключение концессионного соглашения на создание и использование систем ФВФ и договор аренды камер.
Кем устанавливаются комплексы фотовидеофиксации
Первичный запрос на установку комплексов ФВФ формирует ГИБДД, руководствуясь статистикой ДТП. Аварийно-опасных участков на карте дорог всегда больше, чем работающих камер, а значит выбор места для размещения нового комплекса, определение его типа, перечня нарушений ПДД, которые будут фиксироваться, становятся ключевыми.
В тех случаях, когда заключается концессионное соглашение, непосредственное влияние на выбор места установки камеры оказывает концессионер, поскольку возврат инвестиций будет осуществляться за счет вынесенных и оплаченных постановлений о нарушениях ПДД. Когда камера арендуется, место ее размещения определяется государственной структурой, отвечающей за организацию дорожного движения в регионе.
Стоит отметить, что арендатор камеры ФВФ, в отличие от концессионера, не заинтересован в том, чтобы собрать как можно больше штрафов, — он получает фиксированную сумму выплат в месяц.
От чего зависит эффективность работы комплексов ФВФ фотовидеофиксации
Камера, которая контролирует аварийно-опасный участок, должна работать в режиме 24/7. В контрактах операторов, которые обеспечивают работу комплексов ФВФ, в качестве одного из ключевых показателей указывается процент камер, которые должны работать одновременно. Обычно он колеблется от 90 до 98 %. Чтобы обеспечить выполнение этого показателя, оператор должен располагать достаточным количеством запасных частей и комплектующих на своем региональном складе, иметь в распоряжении ремонтные бригады, которые оперативно выезжают к месту установки комплекса в случае поломки. В крайнем случае компания-оператор должна иметь возможность оперативно заменить вышедший из строя комплекс. Как правило, такие возможности есть только у компаний — производителей комплексов ФВФ.
Еще один показатель качества работы комплекса — быстрая и устойчивая передача данных. Обычно для этого используются сети мобильных операторов, но их покрытие неоднородно, и в некоторых случаях операторам комплексов приходится устанавливать усилители сигнала или использовать проводное подключение. Информация с камер ФВФ попадает в региональные центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП), в которых сотрудники ГИБДД выписывают постановления. Как правило, число таких сотрудников невелико, и работают они со значительной нагрузкой. Между тем именно от них зависит правомерность наложения штрафов. Автоматика не безгрешна и может ошибаться. Однако нашумевшее постановление о штрафе в адрес владельца автомобиля, который двигался с превышением скорости на эвакуаторе, выписал именно инспектор ГИБДД, а не камера. Отправляемая комплексами информация нуждается в предварительной обработке, которая должна вестись в автоматическом режиме.
Постановления (те самые «письма счастья») необходимо разослать по почте, поскольку немногие автомобилисты отказались через «Госуслуги» от получения бумажных писем в пользу электронных уведомлений. Это значит, что почтовые расходы всё еще велики, и значительная часть суммы, собираемой в качестве штрафов, уходит на оплату услуг почты. Случалось даже, что отправка постановлений приостанавливалась из-за того, что в бюджетах регионов заканчивались выделенные для этих целей средства.
Число ежедневно выписываемых постановлений о штрафах — важнейший параметр оценки эффективности работы отдельного комплекса ФВФ. На этот параметр непосредственно влияет то, сколько разновидностей правонарушений может выявлять камера. Современные комплексы способны выявлять все разновидности нарушений ПДД, а значит работать с максимальной эффективностью.
Что должен уметь современный комплекс фотовидеофиксации
Чтобы эффективно контролировать соблюдение ПДД, комплекс ФВФ должен быть весьма многофункциональным. Во-первых, для контроля самого массового нарушения правил он должен использовать разнообразные способы фиксации скорости автомобиля: радиолокационным способом, по видеокадрам или при помощи вычисления средней скорости движения по участку. Современный комплекс ФВФ должен иметь большой диапазон измерения скоростей. Наконец, одна и та же модель комплекса должна учитывать возможность ее использования и для контроля «вафельной разметки», и для отслеживания проезда перекрестка, пешеходного перехода или железнодорожного переезда.
Во-вторых, комплекс ФВФ должен одинаково эффективно работать на любой дороге, от «двухполоски» до широкой магистрали, поэтому важна способность использовать с одинаковой эффективностью разную оптику, в том числе и ту, которая четко «видит» многополосную магистраль.
В-третьих, комплекс должен обеспечивать вариативность установки: на опорах дорожной сети или уличного освещения (к ним можно подвести электрическую сеть), на автономной опоре с питанием от аккумуляторов, на треноге или даже в патрульном автомобиле. Для этого используют энергоэффективные комплекты, расходующие не более 30 Вт.
Четвертое требование — устойчивость комплекса к воздействию внешней агрессивной среды.
Перспективы развития системы фотовидеофиксации
Сегодня установка комплексов ФВФ осуществляется регионами. По целому ряду причин, первая из которых — разные экономические возможности субъектов Федерации, потенциал установки камер реализован примерно на 50 %. Убедиться в этом можно, обратившись к тем же статистическим данным ГИБДД. Преодолеть этот барьер должен помочь национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Уровень технологического развития комплексов ФВФ сегодня весьма высок. Гонка разработчиков за расширением функциональности камер подошла к концу, а за этим всегда следует снижение стоимости изделий. В сочетании с повышенным интересом региональных и федеральных органов власти к обеспечению дорог средствами повышения безопасности движения это позволяет прогнозировать резкое увеличение числа работающих комплексов.
Регионы получают возможность устанавливать уже не сотни, а тысячи комплексов, увеличивая плотность покрытия. Пример Москвы, где контролируется практически вся дорожная сеть, говорит о том, что это важный шаг к повышению безопасности движения. Высокая плотность камер заставляет водителей соблюдать правила, менять манеру езды, повышает вежливость участников дорожного движения. Более того, расширение сети комплексов фотовидеофиксации дает возможность развития и таких востребованных на уровне регионов сервисов, как системы безопасности (когда комплексы интегрируются с системами силовых структур) и «умный город».
Источник