- Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов
- Атмосфера кинотеатра
- 128 дорожек на 64 колонки
- Атмосфера дома
- Где, как и почем?
- Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos
- Что такое Dolby Atmos и как он работает? Разбор
- Канальный звук
- Объектно-ориентированный звук
- Телевизор Hisense 50E76GQ
- Бинауральный звук
Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов
По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.
В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов. Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в некоем стандартном помещении. Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения. Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе.
Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным. Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.
Атмосфера кинотеатра
Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне. Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.
Потолочная акустика в большом кинозале
О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.
В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».
128 дорожек на 64 колонки
Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.
Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).
По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.
Атмосфера дома
В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи. Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1). Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).
Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные):
5.1 + 2 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
5.1 + 4 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
7.1 + 4 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
9.1 + 4 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.
Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.
Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.
Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров. Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться. И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).
Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).
Где, как и почем?
Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий. Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production. В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд. «Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон. Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.
Есть ли в вашем городе кинотеатр, где уже работает система Dolby Atmos, вы можете посмотреть на сайте Dolby по этой ссылке. Следует ввести название города (можно и на русском языке) и отметить соответствующую галочку в выборке.
Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus. Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах. Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику. Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos. То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.
Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos
2014:
Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.
2013:
Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.
2012:
The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.
Источник
Что такое Dolby Atmos и как он работает? Разбор
Dolby Atmos сейчас повсюду — в телефонах, телевизорах, наушниках и в огромных кинотеатрах. И очевидно, что звук в кинотеатре и в наушниках не может быть одинаковым, но называется он одинаково. Нет ли тут подвоха?
Вот и нам стало интересно. Поэтому, мы решили разобраться можно ли Dolby Atmos запихнуть в телефон, наушники и телевизор или это просто маркетинг?
Сегодня расскажем много интересного про человеческих слух. Расскажем про технологии объемного звучания. И протестируем Dolby Atmos на телевизоре Hisense.
Для того, чтобы ответить на вопрос — где настоящий Dolby Atmos, а где нет, для начала мы должны определиться, что такое Dolby Atmos, понять принцип работы этой технологии и чем она отличается от других технологий объемного звука. А технологии объемного звука бывают разными. И в целом, их можно разделить на три типа.
Канальный звук
Первая разновидность — это канальный звук, а точнее многоканальный. Тут всё привычно и понятно. Вот у нас есть две колонки. Одну ставим слева от себя, другую справа от себя. И вот мы получили идеальный сетап для стереозвука.
Что такое стере? Это две независимые аудиодорожки, одна для левого канала, другая для правого, которые талантливый звукорежиссер уровня SLAVA MARLOW не меньше, заранее подготовил для вас на студии. То есть он сделал для вас двухканальный звук, чтобы раскрыть потенциал ваших двух колонок и у вас всё было прекрасно.
Но допустим, что двух колонок вам мало, вы хотите чтобы звук не просто перемещался в одной плоскости, а окружает вас со всех сторон.
Поэтому вы покупаете себе акустическую систему типа 5.1, где уже целых шесть колонок, которые вы расставляете вокруг себя: одну в центр, четыре — по бокам, и одну куда угодно, потому что это сабвуфер, которые делает вуф.
Теперь для того чтобы раскрыть потенциал вашей системы, звукорежиссеру нужно запариться посерьезней, потому что теперь нужно подготовить 6 аудиодорожек, чтобы сделать многоканальный звук. А еще кучу других конфигураций 7.1, 9.1 или может даже 11.2, с колонками на потолке, двумя сабвуферами, центральными каналами спереди и сзади и так далее. А если мы говорим про кинозал, то там вообще может быть 64 колонки.
- 5.1 + 2 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 5.1 + 4 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 7.1 + 4 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 9.1 + 4 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.
Объектно-ориентированный звук
Мастерить разные варианты аудио под все эти конфигурации просто не вариант.
Поэтому ребята из Dolby подумали… А что если вместо того, чтобы заранее мастерить звук под разные конфигурации, мы сделаем формат звука, который будет масштабироваться и правильно звучать как на 64 колонках, так и на двух. Именно так появился объектно-ориентированный звук, также известный как Dolby Atmos. И это совершенно новый способ создания объемного звука.
В Dolby Atmos нет аудиоканалов, а вместо них есть независимые аудиообъекты? распределенные звукорежиссером по виртуальной трехмерной сцене.
То есть, к примеру, в фильме над головой героев пролетает вертолёт, внутри файла Dolby Atmos на полном серьёзе аудиодорожка со звуком вертолета будет летать по трехмерной сцене.
Всего такихаудио объектов может быть 128 штук . Представляете? Это всё равно, что если бы вы находились в лесу, вокруг вас пело 128 птиц, они бы перелетали с ветки на ветку, задевали листву. И весь этот объём звучания можно воплотить при помощи Dolby Atmos.
Но как это возможно?
Если чуть погрузиться в детали, аудиофайл в формате Dolby Atmos содержит в себе независимые дорожки, то есть объекты и метаданные, в которых указано, где именно каждый объект должен находиться внутри трехмерной сцены в каждый конкретный момент времени. А из какой колонки, с какой громкостью, с какой задержкой прозвучит этот объект уже решает специальный алгоритм, который является частью формата Dolby Atmos.
При этом алгоритм будет автоматически подстраиваться именно под вашу конфигурацию, то есть количество колонок, их мощность и расстояние между ними. Иными словами Dolby Atmos, грубо говоря, позволяет делать мастеринг в реальном времени под ваш конкретный сетап.
Главное, чтобы ваше устройство имело поддержку Dolby Atmos, то есть умело в реальном времени декодировать этот формат, а также имело более менее приличную акустику.
Телевизор Hisense 50E76GQ
Все это есть в телевизоре Hisense 50E76GQ. Это 50-дюймовая модель с разрешением 4К. Это QLED с VA матрицей. И это наиболее удачное сочетание технологий в QLED-телевизорах. Почему?
Смотрите, VA-матрицы имеют свои плюсы и минусы. А также тут есть технологии: кристаллы VA-матрицы очень хорошо блокируют подсветку. За счет чего достигается достаточно глубокий уровень черного цвета. Не как OLED конечно, но очень близко. Плюс в отличие от IPS тут нет паразитных засветок и явных ореолов вокруг контрастных объектов.
А минус VA-матриц — средняя цветопередача. Но в сочетании со слоем квантовых точек этот недостаток полностью нивелируется, потому как квантовые точки излучают идеальные по спектру красный, зеленый и синий цвет. Благодаря этому картина раскрашивается в естественные и очень правильные цвета.
Отсюда телевизор Hisense выдаёт 10-битный цвет и 100% охват цветового пространства DCI-P3. И всё это называется Quantum Dot Colour.
И если что — с углами обзора по горизонтали в VA-матрицах давно всё решили, на экран можно смотреть почти под любым углом: картинка заметно не выцветает.
Плюс квантовые точки, это считай дополнительная подсветка, отчего картинка становится ярче. И это хорошо для HDR-контента.
А этот телевизор поддерживает не только Dolby Atmos, то есть объемный звук, но и Dolby Vision.
Напомню, что это самый продвинутый формат HDR-видео. В таком формате распространяет свой контент Netflix и Apple TV+, его поддерживают консоли нового поколения, в конце, концов, iPhone снимает в Dolby Vision. Короче, поддержка Dolby Vision — это жирный плюс. Хотя телевизор поддерживает еще и конкурирующий стандарт HDR10+, то есть тут вообще полный фарш.
Я давно уже охочусь именно за контентом в Dolby Vision, что в ролике сравнить разницу. Но это не получится: он у нас не в HDR пока. Чтобы вы понимали в Dolby Vision можно даже не подстраивать картинку в настройках ТВ, ведь все будет идеально сразу — как хотел показать режиссер, как бы это маркетингово ни звучало!
В играх Dolby Vision тоже добавляет кайфа. Правда, завезли только на Xbox, причем обещают уже сотню тайтлов, но надеюсь и Playstaion об этом думают.
Вообще, с играми тут всё в порядке. В вашем распоряжении HDMI 2.1, низкий инпут лаг — 11 мс, ALLM. 120 Гц и VRR, к сожалению, не завезли: это фишечки для моделей подороже. Зато для спорта довезли режим отрисовки кадров MEMC. Ну и вернёмся к звуку. В телевизоре установлено всего два динамика и есть поддержка Dolby Atmos.
Бинауральный звук
Вот сейчас нужно пояснение. Объектно-ориентированный звук — классная идея. Расставил объекты по трехмерной сцене, а дальше алгоритм всё сам сведёт под разные сетапы. Ну это если очень упростить — звукорежиссеры, не пинайте сильно.
Я прекрасно понимаю, что всё это будет работать если у вас хотя бы акустическая система 5.1. Но если вы смотрите кино на телевизоре или в наушниках. Весь ваш Dolby Atmos превратится в тыкву, то есть деградирует до стереозука.
Ведь объёмное звучание можно получить только если у вас много колонок. Так ведь? А вот и не так! Если вы вдруг не заметили слона в комнате., то прошу обратить внимание, что у людей в базовой комплектации присутствует всего два уха. И при этом мы прекрасно слышим объёмный звук, то есть мы можем определить направление откуда идет звук с достаточно высокой точностью.
Даже могу сказать с какой: в горизонтальной плоскости человек способен уловить смещение источника звука с шагом в 3 градуса, а в вертикальной плоскости на 10-15 градусов.
Всё это называется бинауральная разрешающая способность слуха. И тут мы плавно переходим к третьему способу создать объемное звучание — бинауральное аудио.
Способности достаточно точно локализовать объекты по трехмерной сцене мы обязаны не нашим ушам, а в первую очередь — мозгу. И делает он это при помощи очень хитрых уловок, а точнее вычислений. Разберем несколько таких уловок.
Например, мозг может использовать задержка звука. Наши уши находятся на расстоянии друг от друга. При этом звуковая волна распространяется не очень быстро. Поэтому, если источник смещен относительно центра головы, звуковая волна в одно ухо придет раньше, а в другое позже. Например, если звук пришел в левое ухо позже, значит источник сигнала где-то справа.
А понять — спереди идет звук или сзади, мы можем немного поворачивая голову, тем самым проверяя догадку.
Также для более точной локализации мозг анализирует частоты звука. Например, низкие частоты, способны огибать нашу голову, а более высокие — наоборот глушатся. Поэтому если звук идёт справа наша голова поглотит высокие частоты и они просто не попадут в левое ухо. Ну или поклонники теории большого взрыва, специально для вас: эффект Допплера.
Если слушатель приближается к источнику звука, то тон звука выше, если отдаляется — ниже.
К чему я это всё?
При помощи всего лишь двух источников звука мы можем имитировать многие из этих уловок нашего мозга.
Например, если мы запустим аудио в одном из каналов с небольшой задержкой, для нашего мозга сразу сдвинем мнимый источник звука в бок.
Поэтому принципу создаётся бинауральное аудио, которое звучит пугающе объёмно.
Так вот, за счёт того, что в формате Dolby Atmos аудиодрожки разбиты по объектам, он способен имитировать бинауральное аудио прямо на лету. И это совсем не тоже самое, что простое стерео.
Поэтому прослушивание Dolby Atmos, даже на двух колонках или в наушниках, всё равно даёт дополнительный эффект объемного звучания. Например, Spatial Audio на iPhone это как раз реализация Dolby Atmos. Можете заценить эффект сами в Apple Music.
Я протестировал этот эффект на телевизоре Hisense. Я запустил одно и то же аудио в двух форматах: простое стерео и Dolby Atmos. И всё это записал на микрофон. А вы сами в своих наушниках оцените разницу. Надеюсь, что мой микрофон позволил её уловить.
В записи разница конечно не так слышна, но в жизни эффект определенно есть и он слышен даже через обычные колонки телевизора. Ну а если подключить к ТВ хороший саундбар или даже систему 5.1, то будет вообще сказка. Главное, чтобы ваш телевизор поддерживал формат Dolby Atmos, как его поддерживает телевизор Hisense.
Источник