Dcp проектор что это такое

Технология DLP

Digital Light Processing (DLP) — передовая технология, изобретенная компанией Texas Instruments. Благодаря ей оказалось возможным создавать очень небольшие, очень легкие (3 кг — разве это вес?) и, тем не менее, достаточно мощные (более 1000 ANSI Lm) мультимедиапроекторы.

Краткая история создания

В 1987 году Dr. Larry J. Hornbeck изобрел цифровое мультизеркальное устройство (Digital Micromirror Device или DMD). Это изобретение завершило десятилетние исследования Texas Instruments в области микромеханических деформируемых зеркальных устройств (Deformable Mirror Devices или снова DMD). Суть открытия состояла в отказе от гибких зеркал в пользу матрицы жестких зеркал, имеющих всего два устойчивых положения.

В 1989 году Texas Instruments становится одной из четырех компаний, избранных для реализации «проекторной» части программы U.S. High-Definition Display, финансируемой управлением перспективного планирования научно-исследовательских работ (ARPA).

В мае 1992 года TI демонстрирует первую основанную на DMD систему, поддерживающую современный стандарт разрешения для ARPA.

High-Definition TV (HDTV) версия DMD на основе трех DMD высокого разрешения была показана в феврале 1994 года.

Массовые продажи DMD-чипов началиcь в 1995 году.

Технология DLP

Ключевым элементом мультимедиапроекторов, созданных по технологии DLP, является матрица микроскопических зеркал (DMD-элементов) из алюминиевого сплава, обладающего очень высоким коэффициентом отражения. Каждое зеркало крепится к жесткой подложке, которая через подвижные пластины соединяется с основанием матрицы. Под противоположными углами зеркал размещены электроды, соединенные с ячейками памяти CMOS SRAM. Под действием электрического поля подложка с зеркалом принимает одно из двух положений, отличающихся точно на 20° благодаря ограничителям, расположенным на основании матрицы.

Два этих положения соответствуют отражению поступающего светового потока соответственно в объектив и эффективный светопоглотитель, обеспечивающий надежный отвод тепла и минимальное отражение света.

Шина данных и сама матрица сконструированы так, чтобы обеспечивать до 60 и более кадров изображения в секунду с разрешением 16 миллионов цветов.

Матрица зеркал вместе с CMOS SRAM и составляют DMD-кристалл — основу технологии DLP.

Впечатляют небольшие размеры кристалла. Площадь каждого зеркала матрицы составляет 16 микрон и менее, а расстояние между зеркалами около 1 микрона. Кристалл, да и не один, легко помещается на ладони.

Всего, если Texas Instruments нас не обманывает, выпускаются три вида кристаллов (или чипов) c различными разрешениями. Это:

  • SVGA: 848×600; 508,800 зеркал
  • XGA: 1024×768 с черной апертурой (межщелевым пространством); 786,432 зеркал
  • SXGA: 1280×1024; 1,310,720 зеркал

Итак, у нас есть матрица, что мы можем с ней сделать? Ну конечно, осветить ее световым потоком помощнее и поместить на пути одного из направлений отражений зеркал оптическую систему, фокусирующую изображение на экран. На пути другого направления разумным будет поместить светопоглотитель, чтобы ненужный свет не причинял неудобств. Вот мы уже и можем проецировать одноцветные картинки. Но где же цвет? Где яркость?

А вот в этом, похоже, и заключалось изобретение товарища Larry, речь о котором шла в первом абзаце раздела истории создания DLP. Если вы так и не поняли, в чем дело, — приготовьтесь, ибо сейчас с вами может случиться шок :), т. к. это само собой напрашивающееся элегантное и вполне очевидное решение является на сегодня самым передовым и технологичным в области проецирования изображения.

Вспомните детский фокус с вращающимся фонариком, свет от которого в некоторый момент сливается и превращается в светящийся круг. Эта шутка нашего зрения и позволяет окончательно отказаться от аналоговых систем построения изображения в пользу полностью цифровых. Ведь даже цифровые мониторы на последнем этапе имеют аналоговую природу.

Но что произойдет, если мы заставим зеркало с большой частотой переключаться из одного положения в другое? Если пренебречь временем переключения зеркала (а благодаря его микроскопическим размерам этим временем вполне можно пренебречь), то видимая яркость упадет не иначе как в два раза. Изменяя отношение времени, в течение которого зеркало находится в одном и другом положении, мы легко можем изменять и видимую яркость изображения. А так как частота циклов очень и очень большая, никакого видимого мерцания не будет и в помине. Эврика. Хотя ничего особенного, это всё давно известно 🙂

Читайте также:  Aa59 00496a пульт ду телевизора samsung инструкция

Ну, а теперь последний штрих. Если скорость переключения достаточно высока, то на пути светового потока мы можем последовательно помещать светофильтры и тем самым создавать цветное изображение.

Вот, собственно, и вся технология. Дальнейшее ее эволюционное развитие мы проследим на примере устройства мультимедиапроекторов.

Устройство DLP-проекторов

Texas Instruments не занимается производством DLP-проекторов, этим занимается множество других компаний, таких, как 3M, ACER, PROXIMA, PLUS, ASK PROXIMA, OPTOMA CORP., DAVIS, LIESEGANG, INFOCUS, VIEWSONIC, SHARP, COMPAQ, NEC, KODAK, TOSHIBA, LIESEGANG и др. Большинство выпускаемых проекторов относятся к портативным, обладающим массой от 1,3 до 8 кг и мощностью до 2000 ANSI lumens. Проекторы делятся на три типа.

Одноматричный проектор

Самый простой тип, который мы уже описали, это — одноматричный проектор, где между источником света и матрицей помещается вращающийся диск с цветными светофильтрами — синим, зеленым и красным. Частота вращения диска определяет привычную нам частоту кадров.

Изображение формируется поочередно каждым из основных цветов, в результате получается обычное полноцветное изображение.

Все, или почти все портативные проекторы построены по одноматричному типу.

Дальнейшим развитием этого типа проекторов стало введение четвертого, прозрачного светофильтра, позволяющего ощутимо увеличить яркость изображения.

Трехматричный проектор

Самым сложным типом проекторов является трехматричный проектор, где свет расщепляется на три цветовых потока и отражается сразу от трех матриц. Такой проектор имеет самый чистый цвет и частоту кадров, не ограниченную скоростью вращения диска, как у одноматричных проекторов.

Точное соответствие отраженного потока от каждой матрицы (сведение) обеспечивается с помощью призмы, как вы можете видеть на рисунке.

Двухматричный проектор

Промежуточным типом проекторов является двухматричный проектор. В данном случае свет расщепляется на два потока: красный отражается от одной DMD-матрицы, а синий и зеленый — от другой. Светофильтр, соответственно, удаляет из спектра синюю либо зеленую составляющие поочередно.

Двухматричный проектор обеспечивает промежуточное качество изображения по сравнению с одноматричным и трехматричным типом.

Сравнение LCD и DLP-проекторов

По сравнению с LCD-проекторами DLP-проекторы обладают рядом важных преимуществ:

    DLP-проекторы, в отличие от LCD, работают на отражение, а не на просвет. Это позволяет получать более мощный световой поток. Кроме того, элементы DMD-матрицы расположены намного ближе друг к другу, нежели элементы LCD, что еще более увеличивает яркость изображения и делает менее заметной дискретную структуру.

Есть ли недостатки у технологии DLP?

Но теория теорией, а на практике еще есть над чем поработать. Основной недостаток заключается в несовершенстве технологии и как следствие — проблеме залипания зеркал.

Дело в том, что при таких микроскопических размерах мелкие детали норовят «слипнуться», и зеркало с основанием тому не исключение.

Несмотря на приложенные компанией Texas Instruments усилия по изобретению новых материалов, уменьшающих прилипание микрозеркал, такая проблема существует, как мы увидели при тестировании мультимедиапроектора Infocus LP340. Но, должен заметить, жить она особо не мешает.

Другая проблема не так очевидна и заключается в оптимальном подборе режимов переключения зеркал. У каждой компании, производящей DLP-проекторы, на этот счет свое мнение.

Ну и последнее. Несмотря на минимальное время переключения зеркал из одного положения в другое, едва заметный шлейф на экране этот процесс оставляет. Эдакий бесплатный antialiasing.

Развитие технологии

  • Помимо введения прозрачного светофильтра постоянно ведутся работы по уменьшению межзеркального пространства и площади столбика, крепящего зеркало к подложке (черная точка посередине элемента изображения).
  • Путем разбиения матрицы на отдельные блоки и расширения шины данных увеличивается частота переключения зеркал.
  • Ведутся работы по увеличению количества зеркал и уменьшению размера матрицы.
  • Постоянно повышается мощность и контрастность светового потока. В настоящее время уже существуют трехматричные проекторы мощностью свыше 10000 ANSI Lm и контрастностью более 1000:1, нашедшие свое применение в ультрасовременных кинотеатрах, использующих цифровые носители.
  • Технология DLP полностью готова заменить CRT-технологию показа изображения в домашних кинотеатрах.
Читайте также:  Haier чья фирма телевизоров

Заключение

Это далеко не все, что можно было бы рассказать о технологии DLP, например, мы не затронули тему использования DMD-матриц в печати. Но мы подождем, пока компания Texas Instruments не подтвердит информацию, доступную из других источников, дабы не подсунуть вам «липу». Надеюсь, этого небольшого рассказа вполне достаточно, чтобы получить пусть не самое полное, но достаточное представление о технологии и не мучать продавцов расспросами о преимуществе DLP-проекторов над другими.

Источник

Что такое DCP-формат и зачем он нужен?

Пожалуй, каждый, кто работает в индустрии кино или пытался заказать рекламу в кинотеатрах, сталкивался с таким понятием, как «формат DCP». Давайте разберемся, что это такое.

DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет, разработан консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (англ. Digital Cinema Initiatives). Очень важно, чтобы цифровой пакет DCP соответствовал стандартам DCI – это необходимо для безболезненного показа во всех цифровых кинозалах. Согласно этому стандарту, исходные изображения каждого кадра при сохранении сжимаются по стандарту JPEG 2000, используя цветовое пространство CIE XYZ с глубиной цвета 12 бит на канал. Звук (он может быть как стерео так и 5.1 или 7.1) сохраняется без сжатия в формате Broadcast Wave (WAV) с квантованием 24 бит на отсчет и частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Все это упаковывается в пакет DCP, который предполагает использование контейнера MXF с ограничением максимального потока в 250 мегабит в секунду и при необходимости шифруется. Для воспроизведения зашифрованного контента в кинотеатр по электронной почте высылают так называемый «ключ», в котором содержится информация: номер кино сервера и период времени в который этот кинотеатр сможет запустить данный пакет. Рекламные ролики, трейлеры и подобный контент обычно изготавливается без шифрования, так как в этом просто нет смысла.

Цифровой пакет DCP минимально состоит из 5 файлов: файла описания контрольных сумм, файла описания содержимого DCP, MXF-контейнера с изображением, MXF-контейнера со звуком и файла списка воспроизведения всех компонентов фильма.
Так выглядит DCP на компьютере:

А так на сервере кинопоказа Dolby DSS200:

Частота кадров в DCP может быть разной, но обычно принято изготавливать с частотой 24 кадра в секунду, так как не все сервера адаптированы для большего количества кадров, и могут быть проблемы с показом. Кстати единственный фильм, который вышел в 3D с частотой 48 кадров в секунду на каждый глаз это «Хоббит: Нежданное путешествие». Для того чтобы показывать в таком формате фильмы – необходим дорогостоящий апгрейд оборудования.

Также хотелось бы отметить, что современные кино сервера могут воспроизводить видео контент только в формате DCP, никакие avi, mpeg, mov и тд. не будут запускаться в цифровом кинотеатре.

НАЗВАНИЯ
Как вы, наверное, уже обратили внимание, пакет DCP имеет странное название и этому есть объяснение – в нем «зашифрована» некая информация, необходимая киномеханику, для комфортной работы. Разберем основные:

NEW-YEAR – название ролика

ADV – категория в которую относится ролик, в данном случае реклама (advertisement), также, бывают FTR (фильм), TLR (трейлер) и другие.

3D – собственно то, что ролик в 3д формате

S – Scope, широкоэкранный формат с соотношением сторон 2.39:1. Бывает еще Flat – кашетированный. Кстати на 2 рисунке видна и эта версия ролика. К ним мы еще вернемся.

51 – 6 канальный звук 5.1

2K — горизонтальное разрешение кадра, бывает еще 4К, но в России таких залов нет

GREK – псевдоним собственника

20121226 – дата изготовления пакета

Обычно в названии еще имеется информация о том, для какой страны предназначен ролик, на каком языке аудио дорожка, на каком языке субтитры, какая студия изготавливала ролик…

Как мы видим, в названии содержится много полезной информации, но очень часто вижу рекламные ролики, которые обзывают, как попало. Многие скажут, да и какая разница как называется ролик, главное чтобы запускался в кинотеатре, и тут я с вами не соглашусь. Ведь, к примеру, в названии прописывается с каким соотношением сторон ролик, а это очень важно и об этом далее пойдет на разговор.

Читайте также:  60b24l что за аккумулятором

ФОРМАТЫ SCOPE И FLAT
В кинотеатр цифровые копии фильмов приходят в двух разных форматах соотношения сторон: Scope (широкоэкранный), соотношение сторон 2.39:1, разрешение 2048х858 и Flat (кашетированный), соотношение сторон 1.85:1, разрешение 1998х1080. Это связано с технической особенностью съемки фильмов. Поэтому если ваш ролик находится на стадии производства, то для максимального качества придерживайтесь этих соотношений.
Ниже примеры кадров Scope и Flat.

Кадр формата Scope

Кадр формата Flat

Очень важно показывать правильные версии роликов перед соответствующим форматом фильма, иначе могут быть неприятные последствия.

Если показывать вариант, не соответствующий формату фильма, может «вылезти за экран» важная информационная часть вашего ролика, тем самым теряется весь смысл рекламной кампании! Именно поэтому мы всегда изготавливаем две версии одного ролика и правильно подписываем их.

В редких случаях также используется полный кадр (Full Container) с разрешением 2048×1080 для 2k и 4096×2160 для 4k, он обозначается в DCP пакетах буквой «C».

2K И 4K В DCP
2k и 4k это обозначения разрешающей способности DCP и показывают округленное количество пикселей по горизонтали, в отличие от телевизионных обозначений, где указывается вертикальное количество строк. Так 2k — обозначает примерно 2000 пикселей, они варьируются в зависимости от формата DCP, при Scope — 2048, а при Flat — 1998. А разрешение 4k соответствует примерно 4000 пикселей, а именно 4096 или 3996 пикселей соответственно. Кстати первый фильм вышедший в прокат в формате 4k, если мне не изменяет память это «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Ниже на рисунке представлена размер кадра 2k и 4k в сравнении с телевизионными стандартами: 2k и 4k в DCP

Также хотелось бы заметить, если вам предлагают конвертацию в DCP с разрешением 4K, это пустой развод на лишние деньги! Во-первых, врядли у вас найдется исходник с разрешением 4096×1716 или 3996×2160 пикселей, а соответственно разницы не будет абсолютно никакой. Во-вторых, если даже у вас есть ролик с таким высоким разрешением, то на экранах до 20 метров зрители не смогут заметить разницы, так как размер этих пикселей будет намного ниже разрешающей способности человеческого глаза. И в-третьих, в России на данный момент еще нигде не устанавливают проекторы, которые могут выдать разрешение 4K. Даже в огромных кинотеатрах IMAX используются привычные 2K-проекторы!

SUPPLEMENTAL DCP
Supplemental — это так называемый дополнительный DCP-пакет. При проигрывании он использует медиаданные от основного DCP. Так, с помощью Supplemental можно, например, заменить аудиодорожку, добавить субтитры или различные рекламные блоки. Лишь одно правило должно соблюдаться: в сервере должны находиться оба пакета: DCP и Supplemental DCP. Это очень удобно, когда, к примеру, Вы планируете выпустить фильм на нескольких языках — Supplemental значительно сэкономит время. Все ведущие дистрибьюторы поступают именно так.

КАК ЖЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ФИЛЬМОВ И РОЛИКОВ?
Фильмы в формате DCP приходят в кинотеатры на жестких дисках в специальных противоударных кейсах.

Также сейчас активно продвигается цифровая доставка фильмов по спутниковым и Интернет-каналам. Рекламные ролики Вы можете принести в кинотеатр на обычной USB-флэшке, переносном жестком диске или DVD. Абсолютно все киносервера поддерживают стандартные файловые системы Windows: Fat32 и NTFS. Если ролик имеет объем больше 4 Гб, флэшку необходимо отформатировать в NTFS, так как файловая система Fat32 не поддерживает файлы объемом больше 4 Гб. Для жестких дисков этого делать не требуется, так как они обычно изначально идут с NTFS.
Еще один важный момент: мы рекомендуем использовать чистые флэшки и жесткие диски, так как чем больше лишних файлов на носителе, тем тяжелее серверу найти DCP-контент, а в некоторых случаях его вовсе не удается скачать.

Источник

Поделиться с друзьями
СервисКлимат