Что такое радиола радиоприемник

Радиола (бытовая электроника)

Радио́ла — бытовое радиоэлектронное устройство, конструктивно объединяющее в одном корпусе радиоприёмник и электрофон. Такие узлы, как УМЗЧ, блок питания и громкоговорители в радиоле являются общими.

«Золотая эра» радиол пришлась на 1940-е — 1970-е годы. Это объясняется тем, что ламповые радиоприёмники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий без дополнительных затрат размещать электропроигрывающее устройство. В середине 1970-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприёмников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам — магнитолам с компакт-кассетами, а позже — комбинированным устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель.

Первая радиола в СССР — СВГ-К (Супергетеродин Всеволновый с Граммофонным электропроигрывающим устройством, Консольный) была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Содержание

Происхождение термина

В начале XX века в США появился товарный знак «Radiola», названный, предположительно, в честь растения, под которым выпускались радиоприёмники и иная бытовая радиоэлектронная аппаратура. Моделей, представляющих собой сочетание радиоприёмника с электрофоном, среди них немного.

Термин «радиола» в русском языке, по всей видимости, возник в связи с попаданием в СССР партии аппаратов, сочетающих радиоприёмник с электрофоном, выпущенных под товарным знаком «Radiola» (аналогично термину «патефон», происходящему от товарного знака «Pathe»).

Сами американцы используют в отношении радиоприёмников со встроенным электрофоном термин «radiogram» (от radio + grammophone). Похожий термин имеется в чешском языке — «gramoradio».

Производные термины

От термина «радиола» произошли названия иной комбинированной радиоаппаратуры:

Источник

Радиолы СССР. Как это было

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт.

Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.
Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер. Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.

Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

Читайте также:  Что такое детектор камер контроля скорости

«У НЕГО ПРИЕМНИК «ГРЮНДИГ»

«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…

Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где-нибудь да и проскакивала – не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.

А вон дантист-надомник Рудик,
У него приемник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит,
Ловит, контра, ФРГ.
(В. Высоцкий)

Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…
Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…
Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.

Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…

Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».

«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей. Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете. Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.

«Радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!

Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и самодеятельных шоуменов ловили.

Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

ПО РАДИО И ПО ПОЧТЕ

Читайте также:  Что такое заз камера

Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах. Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

КОНЕЦ ВРЕМЕНИ РАДИОЛ

В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…

Радиола «Ригонда-стерео». Модель 1964 года. (первая советская стереофоническая радиола)

Радиола «Беларусь-103». Модель 1969 года

Источник

Радиоприемники и радиолы

Ассортимент радиоприемников и радиол постоянно обновляется как по конструкции, так и по внешнему оформлению. В настоящее время отечественная промышленность выпускает около 50 типов приемников и радиол.

Радиоприемники подразделяются по типу использованных в них электронных приборов — на ламповые и транзисторные; по величине электроакустических параметров — на классы; по источнику питания — на сетевые, батарейные, со смешанным питанием; по размеру — на стационарные, портативные, карманные и микроминиатюрные; по качеству звучания — на монофонические и стереофонические.

Ламповые радиоприемники выпускают в основном в виде радиол настольного или консольного оформления пяти классов: высшего, I, II, III и IV (ГОСТ 5651—64).

Радиолы высшего класса обладают самыми высокими электроакустическими параметрами: чувствительность 50 мкВ и менее; избирательность 60—65 дБ; полоса воспроизводимых частот 40—15 000 Гц (УКВ); число диапазонов не менее восьми (ДВ, СВ, KB-V, KB-IV, KB-III, КВ-II, KB-I, УКВ); выходная мощность 6—8 Вт; стереофоническое или монофоническое электропроигрывающее устройство (ЭПУ), рассчитанное на скорость вращения диска 16, 33, 45 и 78 об/мин. В приемниках предусмотрена плавная и ступенчатая регулировка звука. Выпускают их в деревянном корпусе, отделанном шпоном из ценных пород древесины с зеркальной полировкой.

К радиолам высшего класса относятся: монофоническая «Эстония-4», стереофонические «Эстония-5» и «Симфония-2».

Радиолы I класса характеризуются следующими параметрами: чувствительность— 100—150 мкВ; избирательность 46 дБ; число диапазонов 5—6 (ДВ, СВ, КВ-III; КВ-II, KB-I, УКВ); полоса воспроизводимых частот на УКВ диапазоне 80—12 000 Гц; выходная мощность 2—4 Вт.

К радиолам I класса относятся: «Ригонда—Моно», «Урал-6», «Урал-11», «Иоланта», «ВЭФ-радио» и др.

Радиолы II класса имеют чувствительность 150— 200 мкВ; избирательность — 34 дБ; пять диапазонов: ДВ, СВ, КВ-II, KB-I, УКВ; полосу пропускания частот на УКВ диапазоне не менее чем 150—7000 Гц; выходная мощность 1,5 Вт.

К приемникам II класса относятся: «Кантата-М», «Бирюза» и «Гамма-13». Радиолы «Бирюза» и «Гамма-13» в передней панели имеют экран, на котором по желанию можно наблюдать игру цветов, вызываемую радиопередачами.

Радиолы III класса получили широкое распространение, так как имеют оригинальное внешнее оформление и удовлетворительные электроакустические параметры: чувствительность 200 мкВ, избирательность 26 дБ; три-четыре диапазона ДВ, СВ, KB, УКВ; полоса пропускания частот 150—3500 Гц (ДВ), 150—7000 Гц (УКВ); выходная мощность — 0,5 Вт. Радиолы имеют трехскоростное ЭПУ III класса (33,45 и 78 об/мин).

К радиолам III класса относятся: «Рекорд-69», «Чайка», «Сибирь», «Агат», «Гайна», «Минск РС-301-Л» (стереофонический) и др.

Радиолы IV класса рассчитаны на прием двух диапазонов (ДВ и СВ); чувствительность 300 мкВ; избирательность 16—20 дБ; полоса воспроизводимых частот не менее 200—3000 Гц; выходная мощность 0,3—0,5 Вт.

Читайте также:  Что такое оптическая стабилизация камеры на телефоне

В настоящее время из этого класса приемников можно назвать только радиолу «Серенада».

Транзисторные радиоприемники и радиолы характеризуются высокими надежностью и экономичностью, небольшими размерами и весом, красивым внешним видом. Они имеют более широкий по сравнению с ламповыми приемниками ассортимент, однако уступают им по электроакустическим параметрам, по которым транзисторные приемники делятся на четыре класса: I, II, III и IV.

По размерам и назначению различают транзисторные приемники и радиолы: стационарные, портативные (чемоданного и сумочного оформления), карманные и миниатюрные.

Важнейшие электроакустические параметры транзисторных радиоприемников представлены в таблице.

К приемникам I класса относятся напольная стереофоническая радиола «Рига-101», настольная монофоническая радиола «Рига-102» и переносной радиоприемник «Рига-103». Все они собраны на унифицированных блоках, имеют 6 диапазонов: ДВ, СВ, KB-III, КВ-II, KB-I, УКВ.

Питание приемников осуществляется от восьми элементов типа «Марс» или «Сатурн», а также внешнего источника питания напряжением 12 В.

К приемникам II класса относятся: настольный приемник «Родина-68» и радиола «Эфир-67»; переносные приемники «Меридиан», «Соната», «Сувенир», «ВЭФ-12», «ВЭФ-Транзистор-17», «Сокол-4», «Аппассионата» и др. и радиола «Мрия». Стационарные приемники этого класса имеют пять диапазонов (ДВ, СВ, KB-III, КВ- II и KB-I), чувствительность 200 мкВ, выходную мощность 0,5 Вт. Имеются регулировки тембра высоких и низких частот. Питание универсальное — от сети или от шести элементов типа «Сатурн». Переносные приемники II класса выполнены на 10 транзисторах и 2 или 3 диодах. Они позволяют принимать широковещательные станции на длинных, средних и коротких диапазонах, имеют выходную мощность в пределах 150—300 мВт, полосу эффективно воспроизводимых звуковых частот от 120 до 5000 Гц, чувствительность 1—2 мВ/м и избирательность 34—46 дБ.

Источник

Радиола

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Радиола» в других словарях:

Радиола — Радиола: Радиола конструктивно объединённые радиоприёмник и проигрыватель грампластинок. Радиола (лат. Radiola) род растений семейства Льновые, встречающихся во влажных лесистых местностях южной Европы. Radiola серия… … Википедия

РАДИОЛА — Раст. лучевка, встречается во влажных лесистых местностях южной Европы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. радиола комбинированная радиоустановка, в которой радиоприемник совмещен с электрическим… … Словарь иностранных слов русского языка

РАДИОЛА — соединение в одном красиво оформленном футляре радиоприёмника (см.) и универсального проигрывателя (см. Граммофон). Радиола несколько дороже, чем радиоприёмник того же качества с отдельным универсальным проигрывателем, но качество звучания,… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

РАДИОЛА — РАДИОЛА, комбинированная установка из объединенных в общем футляре радиовещательного приемника и электрического проигрывателя грампластинок … Современная энциклопедия

РАДИОЛА — устройство, в котором объединены радиовещательный приемник и электропроигрыватель … Большой Энциклопедический словарь

РАДИОЛА — РАДИОЛА, радиолы, жен. (неол.). Аппарат, соединяющий в себе радиоприемник, электропатефон и репродуктор. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

РАДИОЛА — РАДИОЛА, ы, жен. Аппарат, соединяющий в себе радиоприёмник и проигрыватель. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

радиола — сущ., кол во синонимов: 8 • воздухонагреватель (8) • воздухообогреватель (4) • … Словарь синонимов

Радиола — РАДИОЛА, комбинированная установка из объединенных в общем футляре радиовещательного приемника и электрического проигрывателя грампластинок. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

РАДИОЛА — устройство, в котором радиовещательный приёмник конструктивно совмещён в одном корпусе с электропроигрывателем граммофонных пластинок … Большая политехническая энциклопедия

Источник

Поделиться с друзьями
СервисКлимат